Башҡортостан Республикаһы муниципаль район Иглин районының Иглин үҙәкләштерелгән китапхана системаһы муниципаль бюджет учреждениеһы Башҡортостан Республикаһы территорияһында йәшүсе белорустарҙы хеҙмәтләндереүсе
Балтика ауыл моделле
китапханаһы – 7-се филиал
logo
МБУ Иглинская централизованная библиотечная система муниципального района Иглинский район
Республики Башкортостан
Балтийская сельская модельная библиотека – филиал №7
по работе с белорусским населением, проживающим на территории Республики Башкортостан
452415, Республика Башкортостан, Иглинский район, село Балтика, улица Центральная, дом 45
e-mail: nadejdasv@bk.ru

Престольный праздник храма Зосимы Энатской в селе Балтика

Каждый год -1 марта, прихожане храма Зосимы Энатской села Балтика, служат праздничную литургию в честь  преподобной Зосимы Энатской, по обычаю в конце службы проходят крестным ходом во круг храма. На престольный праздник храма приезжают гости из других приходов, не раз у нас служил Бирский патриарх Спиридон. История нашего храма.  27 сентября 2013 года на учредительном собрание  было решено о строительстве  храма в селе Балтика, а также в честь какого святого, он будет назван. Было предложено назвать в честь одного из Уфимских святых. Митрополит Никон благословил посвятить храм в честь Преподобной Зосимы Энатской.

5 июня 2014 года Митрополитом Никоном был освящен закладной камень и начато строительство, а уже в сентябре засверкали кресты над куполами нового храма.

Весной 2015 года в храме начались отделочные работы. И в канун Пасхи 2015 года был проведен первый чин освящение куличей и яиц. Еще не было полов, люди стояли на земле внутри храма, но сколько было радости и надежды: у нас есть Храм! В сентябре того же года были освящены и установлены колокола, подаренные нашему Храму байкер клубом – «Ночные волки».

Первый молебен был отслужен 3 октября 2015 года.

Житие, преподобной Зосимы Энатской. Уфимская (Евдокия Яковлевна Суханова 1820-1935)

Родилась достойно блаженная Зосима (Евдокия)- в крестьянской семье села Сенцовка Оренбурской губернии 1 марта 1820 года. Воспитана и выращена в благочестивой, православной семье-кроткая, молчаливая, молитвенно настроенная, отрешенная от мирской суеты, трудолюбивая.

Замужество ей было не по душе, отказывалась, отец ее выпорол плетью и ей пришлось выйти замуж за небогатого и богобоязненного парня. Мужа ее убили на русско-турецкой войне, а единственный сын погиб нелепо на охоте, а жена сына позже стала келейницей старицы и не покинула ее до самой праведной кончины.

По Божиему усмотрению, Авдотья (так звали ее на селе) в монастырь пришла уже в зрелом возрасте, приняв постриг в мантию с именем Евдокия, что в переводе с греческого означает «благо победная».

Известно, что она неоднократно ходила пешком через Турцию в Иерусалим. Последний раз в 1912 году, видела там схождения благодатного огня, она еще сильней устремилась во свет Христа Спасителя нашего.

Молясь непрестанно, полюбив тишину и уединение, километров в двух от обители она ископала источник, от которого болящие стали получать исцеление. Вблизи источника позже был устроен скит с часовней в честь Пресвятой Троицы и пчельником.

В 1919 году во временна всеобщего гонения на Православие, матушка Евдокия приняла великую схему с именем Зосима, в переводе  с греческого означает «жизненная». Постриг совершил епископ Андрей Уфимский (князь Андрей Ухтомский). С принятием схемы она уже до конца дней своих спала в кипарисовом гробу, привезенном ею некогда из Иерусалима.

В 1920 году Покрово-Энатский монастырь преобразовали в трудовую коммуну, а в 1923 году его совсем закрыли, разогнав насельниц, и матушка поселилась в селе Ново-Архангеловка (Дема) в маленькой келье, построенного во дворе у одного благочестивого семейства. Там всегда толпилось много народу приезжавшего к матушке Зосиме со всей России.

Фактически ее « домом» становиться не келья, а тот самый кипарисовый гроб, в котором она спала и в котором местные власти, недовольные «странным» поведение старицы и стечением к ней большого количества страждущих, тайно перевозили матушку Зосиму из деревни в деревню.

Ночью она молилась.  Днем к ней, как к «живому храму», как к « святому источнику»,  в этой бездуховное время,  текли вереницы людей –  не только из Оренбургской,  но и из соседних Уфимской, Челябинской, Самарской и Саратовской областей. Власти запрещали людям посещать матушку, преследовали их гонениями, но, несмотря на запрет, они шли, не всегда зная ее точный адрес, несли с собой свои скорби, болезни, заботы, и никогда она их не отпускала без слов назидания и утешения, исцеляла самые тяжкие недуги, когда медицина оказывалась беспомощной.

Обратимся к свидетельствам свято горца схиархимадрита Серафима(Томина): «Когда мне было три года,-рассказывали мои родители,-у меня, как у рахитика, ножки оставались скрученными. В райцентре Шарлык в те годы жил осужденный за веру и высланный из Москвы профессор Александр Афанасьевич Барынин. Прежде он был личным врачом многих руководителей государства. Осмотрев мои ноги он сказал, что эта болезнь «не физическая» посоветовал обратиться к матушке Зосиме. Положившись на милость господню, родные решили везти меня к старице. Запрягли жеребца и, договорившись в дороге не чего не вкушать , пока не получат благословление, отправились рано утром . И всего-то надо было проехать девятнадцать километров. Но родные мои не выдержали и в пути вдосталь наелись, нарушив обет.

Приехали в Дему, легко нашли, где живет матушка Зосима. В тот момент, когда мы подъехали, старица сама вышла к нам навстречу из кельи и укоряюще произнесла:

– Бесстыдницы…. Обет давали не вкушать.. Уходите, я вас не приму.

Родные мои заплакали, упали на колени, прося прощения.

А матушка Зосима обратилась к моей маме:

-Молодушка, зайди ко мне с ребеночком. Уже в келье у старицы мама стала объяснять:

-Груди у меня болели, кормить не могла.

-Когда ты корову доила, а она брыкалась, ты её черным словом ругала?!- то ли спросила, то ли ответила матушка. – Вот почему он и не мог грудь сосать. И ножки у него поэтому не «разгибаются».

Мать сказала, что ребенок птичье мясо не ест, выплевывает.

– А мальчик то монахом станет и подвязаться на Афоне будет. Мяса совсем есть не будет, как и последний твой сын, – ответила старица.-Подыми-ка его.

Мать подняла меня, а матушка Зосима зачерпнула водички из кипарисовой кадочки, что принесла из Иордана со святой Земли, и окропила мои скрюченные ноги. Встряхнула меня. И вот какое чудо! Они тут же выпрямились.

– Будет стоять! Будет стоять!- СКАЗАЛА ОНА. Дала святой водички и добавила:

– Всех своих детей будешь грудью кормить.(Их у мамы было четырнадцать).

Потом позвала бабушку с тетей Феклой и сильно бабушку ругала:

Бессовестная , птички с гнезда еще не слетели, а ты их накормила, старая.

Радостно и весело было ехать обратно стоя на своих ножках, все что старица предсказала, сбылось.

И еще я хорошо помню (мне было лет 11), как матушка спасла моего отца от тюрьмы. У отца украли сельсоветского жеребца. Грозила « решётка». Мы с бабушкой Дарьей пошли за помощью к матушке Зосиме в Сенцовку. Всю дорогу шли , плакали и молились, отец-то был единственным кормильцем. К матушке Зосиме обращались все, кого обкрадывали. Она указывала место украденных вещей, но имена воров не называла. Так было и на этот раз. Когда мы подошли ко двору, где жила матушка, я увидел множество телег , запряжённых лошадьми, быками и коровами. Люди, ожидали выхода матушки, ей было уже более ста лет, вывели ее престарелые послушницы. Она обратилась к ожидавшим людям:

-Дарья, подойди ко мне!

Моя бабушка Дарья, которая видела матушку Зосиму в первые, не поняла что это ее завут. Матушка повторила:

Дарья с Мишунькой из Баракова.

Народ расступился, и мы с бабушкой подошли.

Матушка начала ругать моего отца за то, что он по нерадивости потерял казенного жеребца.

Мы с бабушкой упали с плачем на колени, но она утешила нас, сказав, что жеребца еще не съели. Назвала двор, где находился жеребец, научила, как лучше вернуть его назад. Отец вернул жеребца и избежал наказания. Так была спасена наша семья от голода.

Подвигами своей жизни стяжала старица Дух Святой, который явно почивал на ней и проявлялся в особых знамениях и чудесах.

Она исцеляла болезни ног, бесноватых, которых к ней привозили в цепях. Исцеляла не только людей, но и всякую животину вообще. Открыто ей было и настоящее, и прошлое. Причем ведомы были события, поступки, мысли людей, с какими шли к ней. Провидела будущее и помогала всем, кто к ней обращался.

По свидетельству Андрея Андреевича Савина, живущего в Самаре, во время гонения на Церковь, когда повсеместно закрывались храмы и рушился весь уклад жизни, его дядя подошёл к матушке Зосиме, о которой был наслышан, за советом. Увидев его, старица обратилась к нему по имени:

-Аким, зачем ты ко мне пришел?

– Как жить и спастись нам, матушка?

Она ответила:

-Разве мы спасемся? Купим акафист и положим в сундук, не прочитав.

Дала наставление, и он ушел. В скором времени верные люди посоветовали ему уехать, либо он был в списке на раскулачивание за его веру во Христа. Распродав имущество , ночью они быстро стали загружаться оставшийся скарб на подводу. Когда отодвинули сундук, нашли за ним акафист, и дядя понял, что матушка, говоря об акафисте, имела в виду не себя, а его, а Аким, уходя от старицы, в душе своей осудил ее.

Незадолго до кончины старица объявила своим близким : – Когда родилась, тогда и умру. Вы смерти моей не увидите. Через три дня после похорон придут чекисты, могилку мою раскопают, в гробу будут что-то искать. Ничего не найдут. Меня перевернут лицом вниз, а вас всех арестуют, кроме одного человека. Вы не скорбите; коли будет так, значит, значит, я у Бога достойная, а если нет, плачьте обо мне, я погибла.

Именно так всё и вышло. Умерла старица 1 марта- в свой день рождения. Была ночь, и смерти ее некто не видел. Было заявление в ГПУ, что с матушкой в могилу положили много золота. После похорон чекисты из Шарлыка раскопали могилу, открыли гроб, развили ее(монахов по смерти облачают и свивают мантией)ю Ничего не нашли. Всех духовных чад ее вскоре арестовали, лишь один сумел чудом скрыться. Прожила схимонахиня Зосима Энатская 115 лет. И упокоил ее господь в селе Сенцовка Шарлыкского района Оренбурской области. Святая старица советовала, чтобы приходили к ней, когда им будет плохо. И по кончине ее, потянулись люди к ее убогой могилке. Несли свое горе, просили благословения, спешили сюда со своими духовными и телесными недугами. Привезенный матушкой из Иерусалима огромный кипарисовый крест на щепочки разбирали. Дома щепочки прикладывали к больным местам. Земельку с могилки приносили домой, размешивали в водичке и пили. Или натирались этой земелькой. И помогало, исцелялись немощные. Видно было, что благодать Господня, почивающая на матушке, действовала и после смерти. На ее могиле и теперь стоит крест с надписью благодарения от свято горца схиархимандрита Серафима (Томина) Оренбурского за исцеление его во младенчестве и предсказание ему будущего монашества.

Святые мощи преподобной старицы обретены в 2003 году в селе Сенцовка Октябрского района Оренбурской области глубокой осенью и перевезены в Казанско-Богородский храм г. Мелеуза Уфимской епархии. Ныне святые мощи находиться в Покрово-Эннатском мужском монастыре с. Дедово Федоровского района Уфимской епархии, откуда и начинался ее иноческий путь.

Как лучик солнца воссиял в конце 19- нач.20 веков в земле Уфимской и Оренбурской святая преподобная Зосима, схимонахиня Покрово -Энатского женского монастыря. Своими богомудрыми увещеваниями удерживала святая Зосима священников, монахов и мирян от обновленчества, укрепляла идущих на смерть за веру Христову.

Молись о нас, святая преподобная мате Зосима, праведница Эннатская. Да не лишит нас Господь чести с праведными! Юлия Мусатова.

https://vk.com/id266530226