Башҡортостан Республикаһы муниципаль район Иглин районының Иглин үҙәкләштерелгән китапхана системаһы муниципаль бюджет учреждениеһы Башҡортостан Республикаһы территорияһында йәшүсе белорустарҙы хеҙмәтләндереүсе
Балтика ауыл моделле
китапханаһы – 7-се филиал
logo
МБУ Иглинская централизованная библиотечная система муниципального района Иглинский район
Республики Башкортостан
Балтийская сельская модельная библиотека – филиал №7
по работе с белорусским населением, проживающим на территории Республики Башкортостан
452415, Республика Башкортостан, Иглинский район, село Балтика, улица Центральная, дом 45
e-mail: nadejdasv@bk.ru

Белорусские рушники, как символ доброжелательности и гостепримства

Белорусские рушники, как символ доброжелательности и гостеприимства.

На Беларуси рушник   известен с глубокой древности, со времён появления ткачества. Доподлинно не известно, как выглядели древние белорусские рушники. Установлено, что он ткался из льняных нитей и был серо-белого цвета. Украшали рушники в то время вышивкой из красных, коричневых нитей.

 

В зависимости от своего назначения различают несколько видов:

  • утиральник ( для вытирания рук и лица после умывания)
  • тряпкач( для ношения обеда в поле во время посева и уборки урожая)
  • обыденник( для обвязывания придорожного креста)

 

Использование  в быту

  • набожник (для покрытия иконы)
  • декоративные (для украшения зеркал, фотографий, стен)
  • обрядовые (для проведения определённых ритуалов)

 

Рушник – это обрядовое вышитое полотенце, предмет народной культуры и творчества белорусов. На него становятся молодожёны в церкви, на нём выносится хлеб-соль для дорогих гостей, им украшается икона…и им сохраняется тепло родного дома, передаваемое из поколения в поколение. Созданный по законам искусства, рушник не только издавна украшал повседневный быт белоруса, но и являлся символичным напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом и предками.

Рушники использовали для различных целей. И не только в прямом назначении как полотенце, которым вытирали руки. Такие рушники практически не украшали вышивкой. Рушниками украшали дом, их использовали в свадебных, родильно-крестильных и погребально-поминальных обрядах. Отдельно вешали особое полотенце – главный оберег избы и семьи. Одним концом оно к Богу устремлялось, а другим – в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо – с землею. Рушниками очень часто завешивали оконные проемы, для того чтобы отогнать злых духов. Когда освещали избу, завешивали все углы в избе, для того чтобы злые духи нигде не прятались. Над дверными проемами также вешали рушники, для того чтобы защитить вход в дом. В старину рушники вышивались со специальными символами и являлись необходимым атрибутом различных обрядов..

 

Рушники считались сильнейшими оберегами, им приписывались целительные свойства, они сопровождали наших предков от родин до погребения, отмечая важнейшие моменты их жизненного пути и будучи неотъемлемой частью каждого праздника. По узорам на рушнике можно было прочитать историю на протяжении нескольких поколений, а также выразить свои надежды и пожелания на будущее.

 

Рушник и до нашего времени остается символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике. С давних лет и по сей день хлеб, и рушник идут в паре. Рушниками накрывали хлеб на столе, кадку с замешанным тестом, паску с крашеными яйцами, которые несли святить в церковь. Кроме обычая, с хлебом на рушнике встречать почетных гостей, сохранился обычай дарить людям хлеб на рушнике в честь какого-то торжественного события. Положить хлеб на непокрытый стол считалось большим грехом, поэтому в каждом доме в изобилии хранились рушники-хлебники, или хлебосольные рушники – на них также подносили гостям хлеб-соль. Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство.

С рушником в радости и горе.

С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека. На тонкий, мягкий рушник со специальным рисунком бабка-повитуха принимала только что рождённого ребёнка. Родильные рушники, на которые повитуха принимала ребёнка, вышивала мать ещё будучи в девушках, богато украшая их обереговыми узорами.

Во время похорон рушник был символом перехода человека в другой мир: рушник – дорога жизни, начало – рождение, конец – завершение жизненного пути.

После принятия христианства, зародилась новая вековая традиция украшать иконы рушниками, которые получили название «набожники». Из поколения в поколение, от матери к дочери, передавались «набожники» как вещь в семье наиболее ценная. Самые красивые рушники вешались в качестве «набожников» на образа и они были самыми главными рушниками в доме белоруса. Занявши почётное место «набожника» в красном углу, рушник мог положительно влиять на семью, на жизнь её членов, на достаток.

«Какой рушник, такая и дорога». .

Рушник являлся визитной карточкой домохозяйки. Именно, по тому, сколько и какими были рушники в доме, раньше и создавалось мнение о женщине, ее дочерях. Говорят, что парень, присматривался к понравившейся ему девушке, особое внимание уделял рушникам в ее доме.

 

Роль рушника в знаменательном свадебном обряде. Рушник являлся индивидуальным творчеством, использовал орнаменты и узоры, передаваемые из поколения в поколение, а сама будущая невеста вкладывала в рисунок свое личное неповторимое видение красоты и мироздания. Все свадебные рушники, которые выполняла невеста, были главным показателем работоспособности и прилежности, важным символом долгих лет брака, оберегом союза молодоженов.

Рушники заняли самое достойное место на свадьбе: входили в приданое невесты (девочки начинали вышивать ещё в детстве, так как по обычаю в приданом должно было быть не менее ста штук рушников). Молодая дарила их сватам, родным жениха, их повязывали через плечо важнейшим участникам свадьбы. Рушники постилали как «подножник», на который становились в церкви молодые во время венчания. . Это белое плотно символизирует небеса, на которые поднимаются молодые в момент церемонии, где и заключается их брак. Говорят также, что рисунок рушника может сильно повлиять на то, как после сложится дальнейшая жизнь жениха и невесты.У белорусов есть выражение «встать на рушник», оно означает выйти замуж. Вышивая рушник своими руками, девушка тем самым заботится о семейном счастье и благополучии. Есть такая поговорка: «Какой рушник, такая и дорога».

Священными ранее считалось наличие множества символов на свадебном рушнике: присутствие восьмиугольной звездочки означало Бога, Солнце, а вот волнистая линия – бесконечность жизни, виноградная лоза – символ плодовитости и достатка в доме. Калина олицетворяла всегда красоту девушки, молодости, любви, пара голубей – символ искренности и верности молодоженов, а большие бутоны цветов – дети и продолжение рода. Правая и левая сторона рушника не должны быть идентичными, должны отличаться друг от друга. На всех свадебных рушниках изображали «Дерево рода», при помощи любой вышивки можно было легко прочитать информацию о всех родственниках невесты и жениха: есть младшие и старшие братья или сестры, тети и дяди, живы или нет их бабушка и дедушка. Белое полотно центра свадебного рушника символизирует большой поток божьего благословения, которое питает все дерево рода .

Существовали главные правила вышивки свадебного рушника. Прежде чем браться за вышивание свадебного рушника, девушка должна поститься, молиться и мыть руки. Считалось даже, что вода не физически омывает пальцы, но еще смывает всю негативную информацию. Наилучший день для начала своего рукоделия считается четверг – самый энергетический пик недели. Нельзя во время вышивки думать о плохом, сильно ругаться, злиться на кого-то. Ритуальный рушник несет в себе особую программу для новой будущей семьи. Выбирается узор, который должен быть двухсторонним, символизируя гармонию с внешним и внутренним мирами. Если лицевая сторона более красивая, а вся изнанка перетянутыми нитками и узлами, тогда считается, что и счастье в жизни будет лишь показным.

Рушник является одним из наиболее интересных феноменов традиционной культуры белорусов. Это не просто предмет повседневной жизни наших бабушек, а изделие многозначное и символичное. Рушники сопровождали человека на протяжении всей его жизни. В своём разнообразии они не только украшали быт наших предков, но и являлись символом соединения каждого человека с его родом, связывая в единую цепь представителей разных поколений одного рода.

Старинные рушники выполнены в красно-черной гамме, реже встречается желтый, синий и коричневый цвета. Рисунки на них изображены в форме геометрических фигур, присутствует растительный орнамент. Красный цвет — символ тепла, красоты, черный – символ богатства. Белый цвет  всегда ассоциировался с чистотой, очищением, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение.

 

Раньше в белорусских семьях говорили, что дом, в котором нет рушника, похож на семью, в которой нет детей. Когда-то в каждой семье белорусов имелся ни один рушник и с ним были связаны разные традиции, многие из которых , увы, уходят в прошлое.

В последние годы возобновляется интерес к белорусским традициям. В наши дни рушники можно встретить в музейных залах, на выставках, фестивалях народного творчества, где все желающие могут представить свои работы и познакомиться с творчеством других мастериц. А в некоторых домах и по сей день хранятся старинные рушники, которые передаются из поколения в поколение и  которые являются неотъемлемой частью нашей истории  и культуры.

Скачать (PPTX, 8.43MB)